РОЛЬ НКО В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

18 декабря 2018 года в Москве открылся IX Съезд некоммерческих организаций России. С приветствием к участникам и докладом “Роль НКО в обеспечении национальной безопасности и политической стабильности” выступил Руководитель Аппарата Общественной Палаты Союзного государства Александр Сергеевич Ольшевский.

Ежегодный Съезд НКО собрал более 1000 делегатов из всех регионов России. С программными докладами и обзором актуальных задач некоммерческого сектора в сфере идеологии, политики, экономики выступили представители Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных ведомств, международных организаций, ведущие эксперты.

В своем выступлении, посвященном вопросам участия НКО в системе обеспечения национальной безопасности и политической стабильности, Руководитель Аппарата Общественной Палаты Союзного государства А.С. Ольшевский поздравил присутствующих с наступающим праздником – Днем работников органов безопасности Российской Федерации, передал активистам общественного сектора приветствия от членов Общественной Палаты и белорусских коллег, и акцентировал внимание на ряде ключевых идеологических задач в сфере общественного служения. Он выделил несколько основных тезисов:

“Условия, а которых живет наше общество сегодня – это условия развязанной против России «гибридной войны». К сожалению, это не посыл к обсуждению, а просто факт – потому что существует ряд стран, обозначивших себя как нашего противника и осуществляющих в наш адрес действия, которые по их же официальным заявлениям имеют целью намеренное причинение России ущерба – вреда ее экономике, политической системе. А как следствие, в первую очередь ее народу, мирному населению. То, что это делается не физическим использованием армии и военной техники, ничуть не меняет дела – просто применяются более современные технологии. 

В условиях «гибридной войны» меняются формы нанесения ущерба противнику и, соответственно, защиты от них. Теперь это еще и информационные удары, манипуляции массами, подрыв системы ценностей и доверия к своему государству, стимулирование недовольств и оппозиционных настроений, создание очагов политической нестабильности. Опыт многих стран (и, к сожалению, в том числе на постсоветском пространстве) показывает, что подорвать позиции страны на международной арене, разрушить ее политическую систему и экономику, подчинить ее народ чуждым интересам вполне возможно вообще без ввода чьих-либо войск на ее территорию и использования классических форм вооруженного противостояния.

Соответственно, меняются инструменты ведения боевых действий, характер вооружений и сами понятия боевых единиц. Теперь уже за пределами прямого физического воздействия – как в форме открытого противостояния, так и в виде скрытых диверсий.

Соответственно, появляются новые формы боевых соединений – и ими оказываются держатели вооружений и ресурсов, применяемых в «гибридных войнах». Начиная от легенды о «российских хакерах», влияющих на выборы по всему миру, заканчивая журналистами, блогерами, публицистами, экспертами – «говорящими головами». И, в том числе – на передовой оказывается общественный сектор. НКО невольно для себя оказываются центрами силы и боевыми соединениями, т.к.: имеют лояльные группы людей определенной численности, на которые оказывают непосредственное влияние и могут задействовать их безвозмездно (людской ресурс); являются держателями «гибридных вооружений» и активными участниками противостояний на той или иной стороне. Причем даже самые безобидные, не ставящие себе целей выходить на улицы или вести борьбу за что-либо. Безобидное сообщество молодых мам, группа экологов или любителей вегетарианской еды становятся по возможностям сопоставимы с профессиональным подразделением спецназа, а порой и эффективнее – даже если сами пока этого и не осознали.

Часть из них изначально патриотична и прогосударственна, часть в чем-либо зависима от государства и патриотических элит, часть же, напротив – зависима от внешних ресурсных центров и зарубежных элит. А часть вообще не связана с какой-либо из сторон и, по аналогии, выполняет роль средневековых «вольных дружин», своим участием способных изменить расклад в чью-либо пользу.

Заметим, что вопрос существования классических вооруженных формирований на территории страны, в том числе неподконтрольных государству или контролируемых внешними силами, всегда находится под пристальным вниманием государства. А в данном случае регулирование ситуации пока далеко от состояния какого-либо порядка и системности – однако оно уже стало очевидной потребностью, как минимум в форме саморегулирования.

Следует обратить особое внимание и на такие моменты:

  • Деятельность НКО уже становится серьезным фактором как побед, так и поражений государства. Особенно наглядно это видно в сферах работы православной общественности, в народной дипломатии, в диаспорах, объединениях соотечественников за рубежом. Сегодня не секрет, что та же потеря Украины – в том числе прямое следствие ошибок и недоработок при поддержке некоммерческого сектора, который обеспечивал связи и взаимопонимание двух народов;
  • НКО являются держателями наиболее очевидного перспективного кадрового резерва государства, в условиях сложившего кадрового голода госслужбы.

На этом фоне, для самих НКО, действующих в России, вне зависимости от их профиля, нынешняя ситуация делает обязательным использование своих ресурсов в том числе в интересах национальной безопасности. Это уже практически обязательный критерий оценки работы НКО, формирования их уставных целей и документов, реализации их программ. Политическая стабильность также становится одной из ценностных составляющих работы всех НКО – ведь это недопущение подрыва основ государственного строя в интересах враждебных сил.

Поэтому, хотелось бы обратить внимание участников Съезда на следующие приоритетные моменты:       

  • Назрела потребность конкретизировать понятия гражданского долга и дополнительных обязанностей НКО в защите Отечества, их ответственности. Не случайно даже в отношении обязанностей, принимаемых на себя гражданином, сегодня идет речь о формировании некой присяги при получении паспорта – хотя это касается всех граждан. НКО же их наиболее активная и деятельная часть. Заметим также, что почва здесь благодатная: сегодня все чаще общественный деятель проявляет гораздо больше истинного патриотизма и нарабатывает больше практики реального служения Родине, чем военнослужащий или госслужащий;
  • На прошедшем в ноябре с участием Президента РФ В.В. Путина и Святейшего Патриарха Кирилла Всемирном Русском Народном Соборе активно рассматривались и были поддержаны идеи о выделении понятия «общественного служения», повышении статуса и государственной поддержки этой деятельности, формирования ее стандартов. Действительно, настал момент считать общественное служение равноправным видом службы Родине, учитывать нарабатываемые в его рамках стаж и порой уникальные компетенции, системно задействовать их в решении общегосударственных задач;
  • Есть интересная инициатива о введении ценза общественного служения для занятия ряда государственных и муниципальных должностей. Кстати, таковое является преимуществом даже в США – опыт волонтерства в Корпусе Мира и других НКО учитывается при назначении и избрании на ряд должностей. Общественное служение в этом случае должно играть роль по формированию у будущего госслужащего гражданской ответственности и практического понимания проблем общества;
  • Поскольку в руках НКО оказывается сосредоточен существенный набор ресурсов, влияющих на национальную безопасность – стало необходимостью уделять больше внимания мониторингу этой сферы и системной подготовке кадров для нее. А мониторингу еще и на предмет внедрения в них активистов и агентов влияния извне, технологии которого нашими недругами давно и в совершенстве отработаны;
  • Выходят на первый план вопросы идеологического и методического обеспечения работы НКО в сфере вовлечения их в решение государственных задач, системы их совместных действий с властью в сфере обеспечения национальной безопасности и политической стабильности. В том числе через построение систем саморегулирования общественного сектора. Характер отношений власти всех уровней с НКО уже полностью перешел от функции номинального одобрения государственных инициатив к функции полноправного совместного служения.

Показательный пример – работа в сфере международного сотрудничества. Сегодня российские НКО имеют возможности развивать отношения со здравой общественностью даже тех стран, которые объявляют себя противниками России. В условиях попыток международной изоляции нашей страны, к НКО переходит целый ряд функций, которые уже не может выполнить официальная дипломатия – в том числе представительских, но растет и ответственность за их выполнение, увеличивается цена ошибки;

  • При принятии решений о поддержке общественных инициатив и проектов, пришел момент для градации НКО в первую очередь по выполнению долга перед Родиной, вовлеченности в систему национальной безопасности. Если НКО сюда не вовлечено и по факту никак не действует в интересах государства – возникает вопрос, чьи интересы оно защищает, и не оказываем ли мы господдержку диверсионным отрядам противника?
  • Оценивая отбор проектов для поддержки, очевидна потребность пересмотра подходов к нему. Растет удельный вес идеологических критериев в отношении самой организации, а не только предлагаемого ее проекта. Становится важным пожеланием формулирование ценностной декларации данного конкретного НКО и анализ программы его развития. Порой приходится наблюдать НКО, успешно получающие на одни и те же проекты поддержку от Фонда президентских грантов, Россотрудничества, ПРООН, USAID, Фонда Аденауэра, сомнительных фондов из стран Восточной Европы – и сложно даже представить, чьи интересы такие НКО выражают на самом деле, и кто их направляет.

Поэтому, сегодня на плечи общественного сектора, причем даже не выходя за рамки целей создания каждого конкретного НКО, легла огромная дополнительная ноша. Время игр в этой сфере закончилось, необходимо достойно и эффективно нести новую ответственность – как, впрочем, уже успешно делают многие из присутствующих в этом зале”.